Центр учебного и офисного снабжения

Как уйти от безликих кубиков и пирамидок

Интервью с создателем уникальных развивающих игр и игрушек Вячеславом Воскобовичем

Предыдущая статья о пользе развивающих игрушек здесь.

Российский изобретатель развивающих игр Вячеслав Воскобович был обычным инженером-физиком. Во время перестройки он пытался купить для своих детей хорошие развивающие игрушки, но все его попытки их найти не увенчались успехом. Все игрушки казались ему устаревшими и не соответствующими идеям альтернативной педагогики. В конце концов, он сконструировал их сам. Отличительной особенностью этих игрушек является сочетание сказки и головоломки. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы». Они стали пользоваться успехом в дошкольных учреждениях. По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга, развивающие игры Воскобовича используют в своей работе 90% городских ДОУ. На сегодня создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр.

Безусловно, на начальном этапе ценностью была сама игра как таковая. Возьмем, к примеру, «Геоконт»: конструктивный элемент в этой игре – резиночка. Растягивая ее на гвоздиках поля, можно получить ту или иную фигуру. Данная игра способствует развитию моторики, формированию геометрических, пространственных представлений, воображения. Оказывается, резиночкой можно замечательно «рисовать», но если снимаешь ее, то становится грустно: все исчезает. «Геовизор» позволил зафиксировать изображение, перенести его на лист бумаги, чтобы потом вырезать или раскрасить карандашом или «словами». Чтобы уйти от скучного выполнения заданий, была создана игровая сказка «Фиолетовый лес».

Сегодня это целые развивающие комплексы, образующие технологию «Сказочные лабиринты игры». Это  технология не просто развития детских способностей, но и сотворчества и сотрудничества. И в этом заключается ее особый смысл и важное преимущество: она позволяет раскрыться как ребенку, так и педагогу.

Правильные игры для детей и взрослых

– Вячеслав Вадимович, пожалуйста, расскажите нашим читателям немного о себе. Как Вы пришли к созданию развивающих игр?


–  Появление семьи и детей в корне изменило мою жизнь. Я – инженер-физик, но стал интересоваться педагогикой, стал придумывать игры. Ассортимент детских магазинов тех лет наводил исключительную тоску – одни и те же безликие пирамидки, кубики…  Я много встречался с практиками: Никитиным, Зайцевым, последователями Монтессори. Но не хотелось копировать, хотелось найти свой путь, свою изюминку. И в какой-то момент понял, что уже не остановиться. Хотелось видеть свои идеи в виде продукта. Но желающих производить игры в 90-е не нашлось. Пришлось самому засучить рукава. И в прямом, и в переносном смыслах. В первые «Геоконты» заколачивал гвоздики, клеил первые «Игровые Квадраты», разрабатывал технологию изготовления игр и т.д.

Сегодня ООО «Развивающие игры Воскобовича» является компанией полного цикла: идея, разработка, производство, реализация, обучение, внедрение, поддержка. Работаем только со своим игровым ассортиментом, который на сегодня включает более двухсот наименований.

agiHauA1wso.jpg


Наш игровой материал активно используется воспитателями, педагогами начальной школы и коррекционными специалистами. И пользуются они не отдельными играми: любой игровой комплект способен решать как развивающие, образовательные, так и коррекционные задачи.

Увлекательные игры вызывают интерес у детей, поэтому эффективны при работе с детьми с нарушениями внимания, гиперактивностью. Все игры многовариантные: не меняя задания, в одну и ту же игру могут быть вовлечены дети от 3 до 10 лет. Удобны они и для групповой работы.


– Вячеслав Вадимович, изюминку вы, получается, нашли?

– Да, и она не только в функциональности игр, их вариативности, но и в «сказочности». Игры озвучены как небольшими сказочными сюжетами, так и развернутыми сказками «Фиолетового леса», в которых участвуют наши сказочные герои: Луч Владыка, Малыш Гео, Незримка Всюсь, Филимон Коттерфильд, девочка Долька и многие другие. А «Фиолетовый лес», который я упомянул, – это многофункциональная, трансформируемая предметно-развивающая среда на ковролиновой основе размером два на два с половиной метра. Прикрепил к стеночке и окунайся в игровое волшебство.


«Мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать», – говорит Вячеслав Воскобович.

– Что у вас в приоритете – игра или педагогика?

– На начальном этапе «верховодила» игра. Придумать что-то интересное, необычное – это так здорово. Но со временем главным стало другое. Игра как таковая уступила главенство развивающей и образовательной задаче. А так как таких задач много для любого возраста, игры стали превращаться в игровые комплекты. Комплекты «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Знаковые конструкторы» и т.д. Каждый комплект включает в себя индивидуальные, фронтальные, сказочные, графические творческие и другие средства. Появились и универсальные игровые средства, без которых любой педагог, прошедший обучение, уже не представляет своей деятельности. Это коврограф «Ларчик» и графический тренажер «Игровизор». Таким образом, сегодня в рамках всего игрового материала можно решать задачи сенсорного, интеллектуального, творческого развития, развития математических способностей, обучения чтению. Такая структура, системность является основой построения технологии интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры».

– Что вдохновляло Вас на этом длинном пути?

– Конечно же, полезность того, что делаю. Приведу пару житейских историй. В одной школе уборщица пожалела учителя младших классов: «Что ж тебе с детками так не повезло? В других классах закончились уроки, дети ранцы за спину и домой. А у тебя после уроков крутятся-вертятся. Двоечники, что ли? Домой не прогнать». А ларчик просто открывался. Педагог использует игры на уроке, и дети не успевают наиграться. Еще хочется. Поэтому и остаются.

Другой пример. Родители недоумевают: дети стали их будить намного раньше обычного, чтоб побыстрее отправиться в детский сад. Дело в том, что в группе появился сказочный «Фиолетовый лес», и утреннее время до завтрака – самое лучшее. Фантазируй, конструируй, пока воспитатель встречает других детей.

– Какие проблемы занимают Вас сегодня?

– В настоящий момент во главу угла ставлю три задачи: модернизация продукта, его информационная поддержка и создание различных образовательных программ на основе нашего игрового материала.

Модернизация включает в себя, с одной стороны, улучшение качественных характеристик, уменьшение себестоимости и, соответственно, цены, с другой – модификацию продукта по задачам. Коррекционные специалисты говорят: «Нам бы желтый цвет убрать и детали покрупнее». У начальной школы свои пожелания. Мы готовы к такому конструктивному сотрудничеству и в рамках нашего производства можем модифицировать продукт под задачи. Работаем и над упаковкой, то есть держим в поле зрения и родительский рынок.

Что касается информационной поддержки, то здесь речь идет о создании видеоматериалов различной направленности. Это и видеопрезентации, и видеоинструкции к играм, и даже видеоуроки по технологии.

И последнее из упомянутого: программы. К этому нас подталкивает многолетняя практика использования игр. Планируется создание программ для раннего возраста, для одаренных детей, для начальной школы, коррекционных программ.

– В связи с постоянными новшествами в системе образования как выглядят перспективы возглавляемой Вами компании?

– Китайская мудрость гласит: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Наша мудрость отвечает: «Времена не выбирают». Так и живем, с оптимизмом всматриваясь вдаль и при этом не сидим сложа руки. Конечно, хотелось бы иметь государственную поддержку своей деятельности, но… В разных городах на семинарах ко мне подходят потрясенные услышанным слушатели с одним и тем же вопросом: «Я только что окончила институт, и никто не обмолвился, что существует такие игры». Я не знаю, что ответить. Финансирование образовательных учреждений пока оставляет желать лучшего. Нет денег на пособия. А клеить и мастерить самим… это уже пережиток прошлого.

У педагога функция другая, пусть тратит время на ребенка, а подручные средства сможет приобрести на деньги, специально для этого выделяемые.

– Как Вы оцениваете современное состояние дошкольного образования?

– Затянувшееся переходное. Конечно, его уже не сравнить с 90-ми годами, но и до идеала далеко. Радует, что в этот процесс включилось государство, что родители не в стороне, что серьёзно говорится о профессионализме педагогов, о создании условий образовательным учреждениям, о статье финансирования – наконец-то – на игровое оборудование и т.д. Безусловно, виден положительный тренд.

Но есть и тревожащие факторы. Это огромный документооборот: и электронный, и бумажный. Слышите, стон ползет по России-матушке. Это заведующие, методисты и воспитатели работают – отчеты пишут. И за цифрами их бумаг начинает теряться ребенок. Это не мои домыслы – говорю, что слышу. Другими беспокоящими меня факторами являются ранняя «тетрадизация» и компьютеризация дошкольных учреждений.

Но не будем о грустном. Мы это преодолеем, и я верю: здравый смысл одержит верх.

Все развивающие игрушки вы найдете в ТРЦ «Учснаб» по адресу: ул. Широких-Полянского, 23. Телефон для справок: (83012) 455-365, добавочный 2.

fe8XHVSSUc8.jpg

Возврат к списку